Курская область: пираты захватили пригородные маршруты

Пираты  захватившие пригородные маршруты

В Курской области действует «мафия нелегальных перевозчиков» — в этом убеждены юристы, защищающие интересы тех, кто возит пассажиров на законных основаниях. Судя по всему, манеры «лихих девяностых» процветают в транспортной сфере и спустя два десятилетия

Илья Рябчуков пытался войти на рынок пассажирских перевозок абсолютно официально. Все бюрократические трудности преодолел легко, а вот заработать так и не вышло.

Мы выиграли конкурс на обслуживание маршрута «Вокзал — Полевая», — рассказывает предприниматель. — Но сейчас маршрут не обслуживается, так как нам не дают нелегальные перевозчики. С первых дней они блокировали машины наши на остановках, на трассах выезжали на встречную полосу, заставляя съехать в кювет, кидали шарики в лобовое стекло. Водители теперь отказываются работать.

Что говорить об относительно юном поколении частных предпринимателей, если от нелегалов стонет даже такая давняя и крепкая структура, как автовокзал.

По области примерно 150 нелегальных перевозчиков, причем не только местных, но и из других регионов. — уверен генеральный директор объединения «Автостанция» Юрий Казначеев. — И везде существует «крышевание» этих субъектов.

И хотя явно автовокзал никто не прессует, здешние водители также с грустью подсчитывают убытки.

— Процентов 30, наверное, теряем, — говорит один из водителей.

— Можете взять скрытую камеру и постоять возле касс — сами все увидите, — советует другой.

Скрывать камеру не пришлось — некие люди, совершенно не таясь, предлагают свои услуги сразу у входа в здание вокзала.

— До Железногорска тысяча рублей машина, 250 с человека, — зазывно обещают они.

Правда, услышав вопрос о легальности своей предпринимательской деятельности, «пассажироперевозчики» сразу превратились в случайных прохожих.

— А я не знаю, кто повезет. Я просто жду. Кого? Подругу! — сменив тон заявляют они.

Власти о проблеме знают и, как могут, пытаются её решить.

— Проблема есть, и межведомственная группа работает над ней с апреля месяца, — говорит руководитель Управления государственного автодорожного надзора по Курской области Виктор Швец. — Составлен 171 материал, в том числе УГАДН (управление государственного автодорожного надзора) — 10, УГИБДД — 150, Комитет промышленности и транспорта — 4, УБЭП — 3.

Административные протоколы составляются пачками, и штрафы в них варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Только вот для тех, кто возит людей «под черным флагом», это, похоже, небольшие деньги. Илья с грустью показывает на остановку, откуда так и не смог наладить регулярные рейсы.

— Вот место, где мы начинали работать. В данный момент нелегальные перевозчики стоят, — кивает он в сторону желтых ГАЗелей с тонированными стеклами безо всяких маршрутных табличек. — Вот наши конкуренты стоят, люди грузятся на Полевую.

Выяснить, действительно ли эти люди занимаются пассажирским пиратством, не удалось — разговор не задался с первых секунд.

— А что вы снимаете мою машину? — резко хлопнув дверью, хамит некий помятого вида мужчина.

На вопрос, он ли водитель, заявляет, что не он. А люди в маршрутке просто присели погреться.

Между тем, само явление «нелегальной перевозки» стало возможным во многом благодаря решительной надежде некоторых пассажиров на «русский авось».

— Мне быстрее надо, а кто не рискует — тот не пьет шампанское, — говорит один из пассажиров «пиратского» микроавтобуса.

Однако, получив надежду на «халявное шампанское» и заняв место в быстрой маршрутке «пирата», рискует пассажир слишком многим. У таких перевозчиков водитель не проходит предрейсовый контроль, а значит, за руль может попасть и нетрезвый, и наркоман, и шофер без водительского удостоверения, и просто больной человек. Чем заканчиваются поездки такого контингента — объяснять не нужно.

С начала года в области в аварии попало 2 десятка автобусов и микроавтобусов, не имевших разрешений на пассажирские перевозки. Понятно, происшествия не обходят стороной и «официалов», только вот получить компенсацию за лечение или, хуже того, за смерть пассажиров у «пиратов» вряд ли удастся. Да что там страхование жизни! Нелегалам не под силу решать и более простые задачи.

— Мы обеспечиваем всех пассажиров страховкой, — уверяет руководство автовокзала. — И еще. Если даже наш автобус неожиданно станет где-нибудь в поле, мы гарантированно доставим пассажиров другим транспортом.

Экономия на всем — один из главных принципов «черных маршрутчиков». А значит, оборудование подешевле и мест в салоне побольше.

— На сегодня мы выявили 46 транспортных средств, переоборудованных без разрешения, — рассказывает начальник отдела УГИБДД Сергей Стариковский. — То же газабалонное оборудование. Как оно устанавливалось, кресла как закреплены, запасный выход работает или нет, какое состояние протектора.

Использование нелегалами переоборудованных машин заставило официальные органы задуматься о привлечении «бомбил» уже не к административной, а к уголовной ответственности.

— В настоящий момент прорабатывается вопрос применения статьи 238 УК — это «Предоставление услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Это уголовная ответственность, и там штрафные санкции до 300 тысяч, — заявили в Управлении государственного автодорожного надзора.

Однако, ни штрафы, ни редкие бессистемные рейды, о которых нелегалы почему-то зачастую узнают заранее, ни другие разрозненные действия до сих пор не смогли справиться с проблемой пассажирского пиратства на дорогах.

Тем не менее, в Центре правовой защиты перевозчиков уверены — сделать рынок перевозок  и обезопасить пригородные маршруты легальным и безопасным можно. Пример — ситуация в Москве и Московской области. Там за 2 недели на штрафстоянки отправили более 2 тысяч единиц транспорта, на котором работали неофициальные извозчики. Количество готовых рисковать и дальше резко сократилось. Чтобы победить — нужно объединиться.

— Учитывая, что у каждого очень узкие полномочия, проблема решается очень медленно, — делится своими соображениями сопредседатель некоммерчесского партнерства «Центр правовой защиты перевозчиков» Александр Терновцов. — Сейчас мы готовим на имя губернатора обращение, в котором предлагаем создать высокую межведомственную комиссию, в которую будут входить люди на уровне руководителей или заместителей. Мы предлагаем на законодательном уровне решить этот вопрос. В частности, предоставить такие полномочия комитету транспорта и связи, инициировать внесение изменений в «Положение об Управлении государственного автомобильного надзора», представив им дополнительные полномочия. Инициировать вопрос, чтобы и сотрудник полиции мог проверять и путевой лист, и законность перевозок. Все эти вопросы нужно на законодательном уровне решить и достигнуть результата!

46ТВ
Альберт Асеев 

Поделиться новостью
На печать...