К вопросу о формах реализации юридической отсрочки по российскому законодательству

Юридическая отсрочка является особой разновидностью технико-юридических приемов поэтапного введения в действие правовых актов, правовых режимов и юридических статусов. Этот феномен, прежде чего, обусловлен потребностями предупреждения юридических противоречий и коллизий между устоявшимися компонентами правовой сферы и вновь вводимыми элементами. Не каждая юридическая новация может начать свое функционирование одномоментно в полном объеме. Порой оказывается полезным и целесообразным «растянуть» этот процесс на этапы, периоды, равномерно либо в различных комбинациях перенести вступление в действие отдельных частей единого целого по времени, по субъектам и объектам.

Аналогичным образом проявляется роль юридической отсрочки и в обратном направлении, когда происходит постепенное выведение из механизма правового регулирования «отработавших» свой срок компонентов, устаревших, утративших актуальность и функциональность средств и инструментов. Благодаря отсрочке удается упреждать появление в правовом пространстве, законодательном массиве разрывов и пробелов.

Юридическая отсрочка отражает волю соответствующего уполномоченного органа, должностного лица либо гражданина, включающую осознание необходимости данной акции, причин и наступающих следствий. Это вид юридически значимой деятельности, где имеется значительный спектр оснований и мотивов его осуществления.

Начать следует с того, что право на юридическую отсрочку-это один из элементов реализации и проявления гражданской свободы, когда субъекты собственной волей вопрос-воспользоваться этим правом или отказаться от него. Наиболее наглядно это происходит в сфере гражданских договорных отношений.

Согласно 140 АПК РФ от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ «мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности или ином документе, подтверждающих полномочия представителя». При этом, как установлено в пункте 2 части 2 данной статьи, «в мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном прощении либо признании долга, о распределении судебных расходов и иные условия, не противоречащие федеральному закону».

Право на получение отсрочки со стороны государства предстает в виде особого социально-правового блага. Пункт 3 Указа Президента РФ от 6 февраля 2008 года № 138 «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу» гласит: «Установить, что за гражданами, которым до 1 января 2008 года была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании указов Президента Российской Федерации, признаваемых утратившими силу настоящим Указом, сохраняется право на такую отсрочку до истечения срока ее действия или исчезновения основания ее предоставления».

В отдельных случаях предоставляемая государством отсрочка носит характер не социального, а в большей мере экономического блага, преследует цели достижения и закрепления стабильного состояния хозяйственных отношений. Подобная мера позволяет взвешенно подойти к оценке деятельности конкретных субъектов, корпораций, территориальных образований, которые порой сталкиваются с временными трудностями, обусловленными изменчивостью и непрогнозируемостью конъюнктуры экономического рынка, динамикой международной интеграции, антропогенными катаклизмами и многими иными факторами.

В условиях глобального экономического кризиса оказалась банковская система. Без государственного участия в разрешении возникающих здесь проблем создаются реальные угрозы функционированию данного экономического сегмента. В связи с этим использование юридической отсрочки позволяет снизить жестокость условий и безвыходных ситуаций, в которых оказываются финансово-кредитные учреждения.
Статья 3 Федерального закона от 27октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011года» закрепила роль Банка России в предупреждении банкротства банков: «Со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка в соответствии с настоящим Федеральным законом Банк России вправе принять следующие решения:
4) предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка. В этом случае банк обязан ежемесячно составлять расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию, и предоставлять его в Банк России в порядке, установленном Банком России».
Юридическая отсрочка как особый вид деятельности государства имеет строго определенные, законно установленные границы и уровни обеспечения, прочно входит в арсенал полномочий практически всех органов государства и должностных лиц.

Например, статья 31.5 КоАП РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ закрепила полномочие по реализации отсрочки: «При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок одного месяца».

Встречаются ситуации, когда для предотвращения необоснованности принятого решения требуется дополнительное согласование позиции различных контрагентов. Вполне понятно, что разумнее в условиях, не имеющих чрезвычайного характера, ен торопиться с принятием окончательного решения и вновь все обсудить и уточнить, чем впоследствии его отменять, а нередко и устранять возникший дисбаланс в механизме государственного управления. В связи с этим для предупреждения подобных тенденций используется инструментарий отсрочки.

Однако немало ситуаций однозначного, императивного предоставления юридической отсрочки без учета каких-либо субъективных условий и обстоятельств. Для этого на законодательном уровне четко прописываются условия и порядок реализации юридической отсрочки. В первую очередь такие процедуры закрепляются в отношении юридической отсрочки в сфере осуществления государственных функций. Юридическая отсрочка для основных направлений деятельности государства не должна стать источником неопределенностей или тем более злоупотреблений данным инструментарием. Поэтому значительное внимание со стороны законодателей уделяется основаниям предоставления отсрочки, перечень которых является исчерпывающим как по количеству соответствующих позиций, так и по объему их интерпретации.

Такой характер имеет перечень оснований отсрочки от призыва на военную службу. В части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреплено: «Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанных по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состояния здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
б. 1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери;
г) имеющим двух и более детей;
д) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
е) утратил силу с 1 января 2008 года;
ж) утратил силу с 1 января 2008 года;
з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования и специальных званий-на время службы в этих органах и учреждениях.
и) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий в указанных органах;
л) зарегистрированным в соответствии законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления,-на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии-до дня выбытия включительно».
Юридическая отсрочка осуществляется только в правовых формах, во многом преследует цели достижения и поддержания в «работоспособном» и эффективно функционирующем состоянии своих адресатов. Юридическая отсрочка производится, как правило, специальным юридическим актом.

Выход процедуры юридической отсрочки за правовые рамки, тем более, использование ее в антиправовых, корыстных целях, создает предпосылки для разрушения в целом системы права, приводит к ее деструкции по причине излишней и необоснованной задержки действия нормативно-правовых актов.

Ошибки в определении субъекта, предоставлении отсрочки, превышение полномочий в ходе ее реализации — не менее распространенная и болезненная по своим последствиям проблема, проявления которой обнаруживаются на всех уровнях федеральной инфраструктуры. Так, в Постановлении Конституционного Суда Республики Бурятия «О предоставлении отсрочки по платежам по акцизам в республиканский бюджет Республики Бурятия местным производителям ликеро-водочной продукции» проводится грань между федеральным и региональным уровнями предоставления отсрочки: «Изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном главой 9 Налогового Кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 63 Налогового Кодекса Российской Федерации право принятия решения об изменении срока уплаты налога и сбора имеют: по федеральным налогам и сборам-Министерство финансов Российской Федерации; по Региональным и местным налогам и сборам-соответственно финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования».
Юридическая отсрочка находит свое проявление во всех отраслях современного российского права, является непременным «спутником» реализации базовых законодательных актов, функциональным атрибутом деятельности органов механизма государства. Это дает основание для выдвижения гипотезы о межотраслевом институциональном характере данного феномена.

В ряде отраслей предпринимаются небезуспешные попытки законодательной фиксации дефиниции «отсрочка». Часть 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ7 содержит следующее определение отсрочки: «Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности».

Юридическая отсрочка обладает, наряду со стабилизационным, весомым правозащитным потенциалом. Статья 82 УК РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ8 предусматривает, что «осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме осужденных к ограничению свободы, к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста».

При этом часть 2 данной статьи обусловливает, что «в случае если осужденный, указанный в части первой настоящей статьи, отказался от ребенка или продолжает уклоняться от обязанностей по воспитанию ребенка после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, суд может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывая» наказания и направить осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда».

Формой реализации юридической отсрочки выступает реструктуризация. В статье 93.2 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ закреплено: «Под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения».
Крупной и одновременно малоизученной российским правоведением формой юридической отсрочки, наделенной как свойствами персонифицированного, так и совместного характера, является мораторий.

В соответствии со статьей 202 ГК РФ предусмотрены обстоятельства приостановления течения срока исковой давности: «Течение срока исковой давности приостанавливается:
1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство

(непреодолимая сила);
2) если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение;
3) в силу установленной на основании закона Правительством Российской Федерации отсрочки исполнения обязательств (мораторий)».

Мораторий может преследовать цель сдерживания чересчур «прогрессивных» нормотворческих новаций российских парламентариев, позволяет подготовить определенную социальную базу, выявить общественное мнение по конкретной проблеме10. Отсрочка позволяет создать возможность подготовки субъектов к введению в действие нового правового акта. В конечном итоге, это значительно повышает его эффективность и снижает частоту практики внесения в последующем в него изменений.

Без сомнения, адекватный методологический анализ любого правового феномена немыслим без исследования и раскрытия специфики, дифференциации возможных либо реальных его проявлений. Эта задача стоит и перед исследованием юридической отсрочки.

Юридическая отсрочка служит весомым инструментом реализации государственного принуждения и поощрения. Ее практическая ценность проявляется во многих областях современного российского социума по пути гуманизации отношений гражданина, общества и государства. Статья 398 УПК РФ от 18 декабря 2001 года№ 174-ФЗ11 зафиксировала основания для отсрочки исполнения приговора: «Исполнение приговора об осуждении лица к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии одного из следующих оснований:

1) болезнь осужденного, препятствующая отбыванию наказания, — до его выздоровления;
2) беременность осужденной или наличие у нее малолетних детей, наличие у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетних детей — до достижения младшим ребенком возраста четырнадцати лет, за исключением осужденных к ограничению свободы или лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности;
3) тяжкие последствия или угроза их возникновения для осужденного или его близких родственников, вызванные пожаром или иным стихийным бедствием, тяжелой болезнью или смертью единственного трудоспособного члена семьи, другими исключительными обстоятельствами, — на срок, установленный судом, но не более 6 месяцев».
Юридическая отсрочка предоставляет возможности выявления и фиксации закономерностей развития законодательства, путей практической реализации или адаптации положений и выводов теории права, отраслевых наук. Однако нельзя не замечать прикладной значимости юридической отсрочки в процессах развития межгосударственных отношений. Очевидно, что в одних случаях данный феномен отражает негативную оценку со стороны государства происходящих в мире и регионах процессов, с другой — это важнейший инструмент налаживания межгосударственных связей, средство выражения особого вида политической поддержки, сигнализатор имеющихся преференций.

Примечания

1. СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.
2. СЗ РФ. — 2008. — № 6. — Ст. 465.
3. СЗ РФ. — 2008. —№ 44. — Ст. 4981.
4. СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ч. I. — Ст. 1.
5. СЗ РФ. —1998. — № 13. — Ст. 1475.
6. СЗ РФ. — 2000. — №11 — 12 (15—16).
7. СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.
8. СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
9. СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
10. См.: Фролов А.А. Приостановление действия нормативных правовых актов в современной России: Дис… канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2005. — С. 97.
11. СЗ РФ. — 2001. — № 52. — Ч. I. — Ст. 4921.

Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России
Александр Терновцов

Поделиться новостью
На печать...