Применение правил платежных агентов к деятельности автовокзалов

С 2013 года начала формироваться практика оспаривания решений налоговых органов о привлечении к административной ответственности организаций, осуществляющих деятельность автовокзалов и автостанций:

Налоговые органы расценивали деятельность автовокзалов и автостанций по продаже билетов  — получением от физических лиц денежных средств и перечислением этих средств перевозчику (поставщику услуг) за вознаграждение — как деятельность платежных агентов, попадающую под действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон N 103-ФЗ).  Поскольку в нарушение требований частей 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ данные организации, являясь платежными агентам, осуществляли деятельность без использования специального банковского счета, налоговые органы приходили к выводу о наличии в действиях организаций состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 15.1. КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Оспаривание вынесенных налоговыми органами ненормативных правовых актов о привлечении организаций, осуществляющих деятельность автовокзалов и автостанций, к административной ответственности за неприменение при расчетах с перевозчиками специальных банковских счетов возникло в связи с разногласиями в толковании основных норм Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и правильностью квалификации деятельности таких организаций:

Как правило, налоговый орган признавал предприятие платежным агентом на основании наличия лишь двух формальных признаков: осуществление расчетов с физическими лицами наличными денежными средствами и последующих расчетов предприятия с перевозчиком, что внешне напоминает деятельность по приему платежей физических лиц.

Между тем, вынося оспариваемые решения, налоговые органы не принимали во внимание положения части 2 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», устанавливающие, что данный федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения.

И, следовательно, не любой агент, принимающий от физических лиц денежные средства и осуществляющий последующие расчеты с поставщиками, может быть признан платежным и обязан применять специальный банковский счет при расчетах с поставщиками. Наличия только двух формальных признаков недостаточно для квалификации отношений, и необходимо принимать во внимание все связанные с этими признаками фактические отношения и условия договора между сторонами.

Так, в отношении автовокзалов и автостанций помимо продажи билетов на маршруты перевозчика осуществляемая автовокзалами и автостанциями деятельность согласно договорных обязательств с перевозчиками чаще всего включает в себя оказание обществом услуг по информированию пассажиров по всем вопросам, касающимся перевозок (об отправлении/прибытии автотранспортного средства, о наличии свободных мест, предварительной и иной продаже билетов, и др.); осуществлению отметок в путевых листах автотранспорта, принадлежащего перевозчику; обеспечению стоянки автотранспорта перевозчика; предоставлению заявок на дополнительные туристические услуги, и др. При этом в силу положений Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Приказа Минтранса России от 29.12.2015 N 387 «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций», требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта», автовокзалы и автостанции осуществляют самостоятельный вид деятельности — услуги автовокзала, обязательство предоставления которых возникает у общества перед физическими лицами, приобретающими билеты перевозчика, а именно:

— информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.);

— оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребёнка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.;

— предоставление санитарно-гигиенических услуг.

Поскольку реализация услуги перевозки пассажиров представляет собой совместную деятельность перевозчика и автовокзала и включает в себя не только непосредственный процесс передвижения автобуса с пассажирами по маршруту (эту часть выполняет перевозчик), но и целый комплекс услуг пассажирам на стадии продажи билета, ожидания посадки и посадки в автобус, которые осуществляет уже не перевозчик, а автовокзал (он же агент), на деятельность автовокзалов по продаже билетов через кассы пассажирам распространяются положения п. 1 ст. 2 №103-ФЗ, и организации, обслуживающие автовокзалы и автостанции не попадают под сферу действия Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и не обязаны использовать специальный банковский счет.

Опираясь на то, что на основании агентского договора между автовокзалом и перевозчиком первый не просто принимает платежи от населения в счет оплаты услуг по перевозке, а заключает договор перевозки, оказывает услуги пассажирам и самим перевозчикам за агентское вознаграждение, многие арбитры приходили к выводу, что автовокзал нельзя считать платежным агентом (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу N А35-9925/2013, Постановления ВС РФ от 10.06.2015 N 304-АД14-3005 по делу N А45-22729/2013, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу N А05-7432/2014, Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу N А29-8616/2013, Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А74-7260/2013, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу N А03-4367/2014 и др.).

Но вместе с тем судами принимались и противоположные решения (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А12-33061/2013, Определение ВАС РФ от 22.02.2013 N ВАС-17076/12).

Окончательную точку в данном вопросе поставил Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 26.05.2017 N 302-АД16-16468 по делу N А58-600/201626.05.2017 г., поддержав мнение большинства судов и сформировав следующую позицию:

Поскольку в обязанности организации, обслуживающей автовокзал, в соответствии с условиями заключенных с перевозчиками договоров входит не только реализация населению билетов через кассы продаж, но и иные обязанности, предусмотренные как условиями заключенного договора, так и обязанности, связанные с осуществлением организацией функций автовокзала, организация не может быть признана платежным агентом, на которого распространяется действие Закона № 103-ФЗ.

Таким образом, не являясь платежным агентом, организация правомерно осуществляет данную деятельность без использования предусмотренного Законом № 103-ФЗ специального банковского счета.

Дело №А58-600/2016

 Юрист Коллегии адвокатов «Терновцов и партнеры»
Наталья Непочатых 

 

Поделиться новостью
На печать...