Роль юридической отсрочки в условиях модернизации современного российского общества

Показаны законодательные основания и условия реализации юридической отсрочки. Постоянное увеличение объема действующего российского законодательства, иных источников права, расширение сфер общественных отношений, подвергаемых их регулятивному воздействию, вызывают потребность в применении современных методов и средств юридической техники. Важнейшим условием повышения эффективности, полезности и востребованности правотворческой новации является учет возможностей соответствующих адресатов, как наличествующих у них на конкретный момент, так и определяемых на перспективу. Понятно, что для одних субъектов, исходя из имеющихся ресурсов и опыта, адаптация к модернизации протекает безболезненно и не вызывает психологического противоборства. Для преобладающей же части населения нормотворческие новации порой сопровождаются непониманием их актуальности и целей, а иногда влекут безразличие или отторжение в правосознании (реформа образования, ЖКХ).

Как отметил в своем послании Президент России Федеральному Собранию Российской Федерации 2011 года, «еще древнекитайский мудрец Лао-Цзы говорил о том, что в управлении нужно быть последовательным, в делах нужно исходить из возможностей, а в действиях нужно учитывать время».

Одним из заметных и функционально эффективных инструментов, позволяющих гибко и последовательно внедрять в социальную инфраструктуру новые правовые установления, выступает юридическая отсрочка.

Роль юридической отсрочки тем выше, чем шире охват социальных отношений, на которые она рассчитана быть примененной. Одно из приоритетных направлений использования юридической отсрочки-снижение остроты и уровня социального напряжения при введении в действие новых законодательных актов либо внесение в них изменений и дополнений. На этом пути юридическая отсрочка предупреждает резкое масштабное снижение уровня доверия граждан к государству и проводимым им реформам. Достигается подобное поэтапным (отложенным) введением в действие правоположений законов, что позволяет осуществить подготовку как компенсационно-защитных мер, так и выработку новых моделей правовых отношений. В немалой степени важно и то, что отсрочка позволяет гражданам психологически подготовиться к вводимым юридическим новациям.

Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в статье 1 установил: «Ввести в действие часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-часть первая Кодекса) с 1 января 1995 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие». В свою очередь статья 13 указывает, что «нормы главы 17 части первой Кодекса в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие Земельного кодекса Российской Федерации и закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В данном случае следует отметить, что отсрочка дает не только время на подготовку к применению новых гражданско-правовых норм, но и обеспечивает согласование нового кодекса с иными законами. В современных условиях это еще одно из важнейших назначений юридической отсрочки. Сегодня масштабы вносимых в законодательство изменений вызывают обоснованную тревогу как специалистов, так и обычных граждан. При этом следует заменить, что характер вносимых изменений весьма нередко носит слабо согласованный с общей системой нормативных правовых актов характер, что вызывает противоречия и «нестыковки» на практике. На это в Докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» специально указано: «несоответствие вносимых изменений тексту изменяемого закона, неверное указание реквизитов в используемых ссылках на нормативные правовые акты, ошибки в приведенных источниках официального опубликования, несовпадение сроков вступления в юридическую силу взаимозависимых актов, нечеткое формулирование регулирующих норм, грамматические и стилистические ошибки, некорректное формулирование заголовка закона, неопределенность в предмете правового регулирования и субъектах правового воздействия-вот неполный перечень наиболее распространенных дефектов в процессе мониторинга, наблюдения по результатам проведенных юридико-технических экспертиз».

Заметна для правового пространства стабилизирующая роль юридической отсрочки. Во многих сферах, прежде всего правового регулирования хозяйственно-экономических отношений, предоставляемая государством отсрочка нацелена не только на достижение, но и на закрепление стабильного состояния хозяйствующих субъектов. Подобная мера позволяет всесторонне конструктивно подойти к оценке деятельности конкретных субъектов, корпораций, территориальных образований, которые порой сталкиваются с временными трудностями, обусловленными изменчивостью и непрогнозируемостью конъюнктуры экономического рынка, динамикой международной интеграции, антропогенными катаклизмами и многими иными факторами.

В условиях преодоления последствий глобального экономического кризиса в зоне повышенного риска оказалась банковская система. Без государственного участия в разрешении возникающих здесь проблем создаются реальные угрозы функционированию данного экономического сегмента. В связи с этим использование юридической отсрочки позволяет снизить жестокость условий и безвыходность ситуаций, в которых оказываются финансово-кредитные учреждения.

Так, статья 3 Федерального закона от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» закрепила роль Банка России в предупреждении банкротства банков: «3. Со дня направления Банком России в Агенство предложения об участии в предупреждении банкротства банка в соответствии с настоящим Федеральным законом Банк России вправе принять следующие решения:
4) предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия Агентсва в предупреждении банкротства банка. В этом случае банк обязан ежемесячно составлять расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию, и представлять его в Банк России в порядке, установленном Банком России».

Достаточно очевиден поддерживающий характер юридической отсрочки, которая в одних случаях позволяет избежать дестабилизации правового статуса субъектов, а в других выступает реальной помощью нуждающимся в ней субъектам. Так, статья, 1 Федерального закона от 29 июня 2009 года № 140-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»» установила: «Внести в часть1 статьи 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №30, ст.3611; № 48, ст. 5519) изменение, заменив слова «с 1 января 2010 года» словами «с 1 января 2013 года»».

Таким образом, положения подпункта 1 пункта 2.2 статьи 346 Налогового кодекса РФ применяются в отношений организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 года № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, начиная с 1 января 2013 года.

Подобное означает, что на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Такая отсрочка позволит принять меры, минимизирующие негативные финансовые последствия, связанные с утратой права на применение единого налога на вмененный доход. Помощь посредством юридической отсрочки предстает в форме предоставления (допуска) возможности отложить исполнение обязательств на более поздние сроки. Так, согласно пункту 1 статьи 333.41 Налогового кодекса РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена судом истцу, заявителю по его ходатайству на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на 6 месяцев.

При этом налоговое законодательство содержит указания на основания, по которым может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины. Поэтому при решении вопроса о предоставлении отсрочки и рассрочке по уплате государственной пошлины суды учитывают положения статьи 64 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. При применении данных положений отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство излагается в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе), где указываются обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере или подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Часть 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ закрепила порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора: «Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующий оснований:

  1. Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обстоятельств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица-получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
  3. Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства)заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
  4. Имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
  5. Производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицо носит сезонный характер;
  6. При наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных таможенным законодательством Российской Федерации».

Юридическая отсрочка, наряду с сугубо регулятивным потенциалом, несет в себе весомый гуманитарный заряд. Ее роль заметна в проводимой политике государства по гуманизации механизмов принудительного воздействия, индивидуализации подходов к различным, чаще всего малозащищенным и малообеспеченным слоям населения, исходя из принципов справедливости, добросовестности и разумности. Так, статья 82 УК РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ предусматривает: «1. Осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме осужденных к ограничению свободы, к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста».

При этом часть 2 данной статьи обусловливает, что «в случае если осужденный, указанный в части первой настоящей статьи, отказался от ребенка или продолжает уклоняться от обязанностей по воспитанию ребенка после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, суд может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда».

Таковы лишь некоторые актуальные и одновременно с этим высокозначимые функциональные направления бытия института юридической отсрочки, требующие пристального научного внимания в целях повышения эффективности реализации и предупреждении противоречий в механизме ее реализации.

Примечания

  1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 2011. – 23 декабря.
  2. СЗ РФ. — 1994. — № 32. – Ст. 3302.
  3. Об этом подробнее см.: Гущев М. Е. Изменение законодательства России ( проблемы теории и практики) ДИс… канд. Юрид. Наук. – Владимир 2006.
  4. СЗ РФ. – 2008. — №13. – ст. 1206.
  5. СЗ РФ. – 2008. — № 44. – ст.4981.
  6. СЗ РФ. – 2009. — № 26. – ст. 3138.
  7. СЗ РФ. – 2000. — № 32. – ст. 3340.
  8. См. подробнее: справка по результатам обобщения судебной практики по применению мировыми судьями и судами общей юрисдикции Пермской области положений главы 25.3 части 2 Налогового кодекса РФ от 15 августа 2006 года // СПС «Гарант».
  9. СЗ РФ. – 196. — №25. – ст. 2954.

Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России
Александр Терновцов

Поделиться новостью
На печать...