Адвокат не обязан предоставлять соглашения с доверителем по требованию налогового органа

Если налоговый орган требует у адвоката предоставить его соглашение с доверителем по основаниям п. 1 ст. 93 НК РФ и п.2 ст. 126, такое требование заведомо неправомерно, так как разглашение такой информации является раскрытием адвокатской тайны без согласия доверителя, что влечёт дисциплинарную ответственность адвоката

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать документы (к примеру, соглашение с доверителем) о деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или иных лиц, располагающих такими документами (информацией).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

Абзац 1 части 5 статьи 6 Кодекса профессиональной этики адвоката устанавливает, что адвокатская тайна распространяется на факт обращения к адвокату включая имена и названия его доверителей.

Таким образом, в случае предоставления налоговому органу копий соглашений с доверителем, посторонним лицам станут известны сведения, охраняемые адвокатской тайной. (Имя\Название доверителя, факт обращения к адвокату за юридической помощью, содержание предоставляемых услуг).

Возможный довод ФНС о том, что запрашиваемые сведения будут охраняться «налоговой» тайной, по моему мнению, следует признать несостоятельным, так как действующее законодательство не предусматривает процедур перевода информации доверителя из режима «адвокатской» тайны в «налоговую» тайну. (следовательно – не допускает).

Также охрана подобных сведений «налоговой» тайной видится недопустимой мерой, так как в связи со спецификой профессиональной деятельности, сотрудники налоговой службы осуществляют охрану информации исключительно имущественно-финансового характера, тогда как сведения, содержащиеся в соглашении адвоката и доверителя, не попадают под такую категорию и, следовательно, не могут охраняться «налоговой» тайной, так как подобные соглашения также содержат информацию, связанную с судебными делами, к которой у сотрудников налоговой службы нет доступа по причине отсутствия взаимосвязи сферы их деятельности с адвокатской тайной.

По этой причине считаю, что в случае разглашения подобных сведений налоговой службе, конституционное право доверителя на конфиденциальность сведений, охраняемых адвокатской тайной может быть нарушено, в результате чего для адвоката, предоставившего такую информацию возникает риск наступления неблагоприятных последствий в виде мер дисциплинарной ответственности со стороны адвокатской палаты.

Конституционный суд Российской Федерации в своём Определении от 06.03.2008г (прилагаю к справке) выразил следующую позицию по данному вопросу:

«Освобождение адвоката от обязанности свидетельствовать об обстоятельствах и сведениях, которые ему стали известны или были доверены в связи с его профессиональной деятельностью, служит обеспечению права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) и является гарантией того, что информация о частной жизни, конфиденциально доверенная лицом в целях собственной защиты только адвокату, не будет вопреки воле этого лица использована в иных целях, в том числе как свидетельство против него самого (ч. 1 ст. 24, ст. 51 Конституции РФ).

Тем самым, Конституционный Суд разъяснил, что пункт 1 статьи 93 и пункт 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ не могут рассматриваться как возлагающие на адвокатов обязанность предоставлять налоговому органу любые документы, содержащие сведения о клиентах и предусматривающие ответственность за неисполнение такой обязанности за налоговое правонарушение.

«Вместе с тем адвокаты и адвокатские образования, являющиеся налогоплательщиками в силу статьи 57 Конституции РФ, обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы и в равной мере со всеми другими налогоплательщиками вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по налогам, а в необходимых случаях, предусмотренных законом, — информацию и документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 23 НК РФ). Освобождение адвокатов и адвокатских объединений от обязанности представлять соответствующие сведения и документы исключало бы всякую возможность налогового контроля и не соответствовало бы целям и смыслу налогообложения.

Теми же целями налогообложения и налогового контроля предопределяется содержание информации, предоставляемой налоговым органам адвокатами и адвокатскими образованиями. Налоговый орган вправе требовать от них сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с клиентами. Такие сведения в любом случае составляют налоговую тайну и защищаются от разглашения в силу закона (ст. 102 НК РФ). Что касается сведений, которые связаны с содержанием оказываемой адвокатом юридической помощи и могут быть использованы против его клиента, то исходя из конституционно значимых принципов адвокатской деятельности налоговые органы не вправе требовать их представления. Именно поэтому НК РФ устанавливает, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (п. 4 ст. 82)»

Следовательно, Конституционный Суд указал на то, что:

Налоговый орган вправе истребовать у адвоката соглашение с доверителем в случае его проверки, однако требование предоставления соглашений, заключённых за отчётный период не является правомерным. Также, соответствующий запрос должен содержать обоснование необходимости оценки налоговых последствий сделок проверяемого лица.

Вместе с тем, обращаю внимание на то, что статья 126 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за непредоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

  1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119129.4и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1и 1.2 настоящей статьи

Влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Помощник адвоката Коллегии «Терновцов и партнеры»
Андрей Борисов

Поделиться новостью
На печать...