В области земельных правоотношений закон субъекта федерации не должен противоречить федеральному закону

​​​​​В области земельных правоотношений закон субъекта федерации не должен противоречить федеральному закону (материалы по кассационной жалобе Прокуратуры Курской области по делу ООО «Пристенская зерновая компания»)

В соответствии с п. 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующая земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, имеет право приобрести такой земельный участок без торгов по цене не более 15 процентов его кадастровой стоимости.

Однако статьей 4 Закона Курской области от 19.12.2011 № 104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области» определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, осуществляется с 1 января 2020 года, за исключением земельных участков, указанных в частях 24 статьи 7 настоящего Закона (п. 5.1 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ к таким исключениям не относится).

Сельскохозяйственная организация, пользуясь правом, предоставленным нормой п. 5.1 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ, обратилась в Администрацию сельского поселения с заявлением о выкупе земельного участка без торгов по цене 15 процентов его кадастровой стоимости.

Администрация отказала Сельскохозяйственной организации со ссылкой на ограничение приватизации земель сельскохозяйственного назначения в Курской области до 1 января 2020 года.

Сельскохозяйственная организация обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением об оспаривании отказа в выкупе земельного участка. Арбитражный суд области отказал Сельскохозяйственной организации, указав на соответствие отказа нормам Закона Курской области.

Суд апелляционной инстанции (19 арбитражный апелляционный суд) не согласился с решением арбитражного суда области, признав отказ в выкупе земельного участка незаконным, не соответствующим нормам земельного законодательства.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Прокуратура Курской области обратилась с кассационной жалобой. Арбитражный суд Центрального округа согласился с позицией суда апелляционной инстанции. При этом суд кассационной инстанции выразил следующую правовую позицию (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.02.2017 года по делу № А35-2946/2015).

В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

Из пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты субъективных гражданских прав. Избранный истцом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и способствовать восстановлению нарушенного права.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса.

Как следует из статьи 12 Гражданского кодекса защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону (абзац 12).

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно абзацу тринадцатому статьи 12 Гражданского кодекса при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Частью 1 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Таким образом, установленное в статье 4 Закона Курской области от 19.12.2011 № 104-ЗКО временное ограничение начала действия положения п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, императивно установившего специальное основание, порядок и условия приобретения в собственность или аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующими такие земельные участки сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ, имеющим большую юридическую силу.

Отметим, что иные основания для отказа в выкупе земельного участка отсутствовали. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Заявитель подтвердил свой статус сельскохозяйственной организации, использующей спорный земельный участок (наличие своего субъективного права), что Администрацией никогда не оспаривалось.

Консультант Коллегии адвокатов «Терновцов и партнеры»
Дмитрий Петров

Поделиться новостью
На печать...