Может ли суд выйти за пределы заявленных требований в административном исковом заявлении?

Суд может выйти за пределы заявленных требований в административном деле, но лишь в ограниченных случаях

Статьей 178 КАС РФ установлено суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ. Данная норма является отсылочной, и к какой-либо конкретной статье Кодекса административного судопроизводства РФ она не отсылает.

Однако при анализе положений КАС РФ, мы пришли к выводу, что подобными полномочиями суд обладает на стадии рассмотрения административных дел в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции и лишь по некоторым категориям дел в суде первой инстанции.

Главами 34, 35, 36 КАС РФ, которые регулируют производство в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанции устанавливается исчерпывающий перечень возможности суда выйти за пределы заявленных в жалобе требований.

Согласно п.1 ст.308 КАС РФ  «суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления».

В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ устанавливается «по административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также интересы физического лица по административным делам, перечисленным в главах 28 — 31 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления».

В свою очередь ч.2 ст.342 КС РФ установлено «в интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются».

Вернемся к полномочиям судов первой инстанции при рассмотрении административных дел. С одной стороны, статьей 178 КАС РФ установлено, суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов). И если проследить логику законодателя, а также разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ), то можно сделать вывод, что возможности выхода за пределы заявленных требований у суда ограничена и достаточно жестко.

Так, согласно п.74 Постановления Пленума ВС РФ суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Во втором абзаце п.74 Верховный Суд РФ дает более детальное толкование: поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Данным разъяснением Верховный Суд РФ констатировал у суда возможность выйти за пределы административного иска. Он также создал новую процессуальную форму разрешения дела в порядке главы 22 КАС РФ, по аналогии с формой, предусмотренной в ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для разрешения гражданских исков об уменьшении размера исполнительского сбора.

Однако по иным категория дел, суды все также связаны доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Так  согласно Апелляционному определению Приморского краевого суда от 20.07.2017 по делу № 33а-7217/2017 судом первой инстанции были исследованы материалы исполнительного производства, и установлено, что бездействие судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству не допущено. Вместе с тем, судом первой инстанции  было признано незаконным постановление об отложении исполнительных действий, в то время как из просительной части административного искового заявления следует, что данное постановление и действия судебного пристава-исполнителя по отложению исполнительных действий административный истец не оспаривал.

В данном судебном акте судом была изложена следующая правовая позиция: «Между тем согласно положениям ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных данным Кодексом. Таким образом, в нарушение требований ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении данного дела суд вышел за пределы заявленных требований, что привело к принятию судом неправильного решения».

В Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 08.09.2016 № 44-АПГ16-26 лишь еще раз была утверждена позиция, согласно которой выход за пределы заявленных стороной оснований и доводов — это право, а не обязанность суда. Кроме того, возможность выхода за пределы заявленных требований предусмотрена только в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

На данный момент более широкого толкования ч.1 ст.178 КАС РФ не дано ни в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», ни в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

При таком положении административным истцам необходимо более тщательно подходить к выбору способа защиты нарушенных прав, потому как излишняя стесненность усмотрения суда по воле законодателя не позволяет суду пойти навстречу добросовестному административному истцу.

Помощник адвоката Коллегии «Терновцов и партнеры»
Эдуард Прохоров

Поделиться новостью
На печать...