Когда можно не платить взносы на выплаты работникам, на работах с вредными условиями труда

В случае простоя взносы по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занимающим должности на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, можно не платить.

Время простоя не может считаться временем фактической занятости работников, а период простоя не включается в льготный стаж для досрочного начисления пенсии, в связи с этим, взносы по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занимающим должности на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, можно не платить.

Территориальное УПФР в ходе проведения выездной проверки общества  по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  было установлено, что обществом производились выплаты и иные вознаграждения работникам, занимающим должности на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, но занятыми на рабочем месте не полное рабочее время в связи с простоем. При этом страховые взносы по дополнительному тарифу на такие выплаты, произведенные в период простоя, не начислялись и не уплачивались.

Из пояснений общества следовало, что такие выплаты не осуществлялись, поскольку время простоя не может считаться временем фактической занятости работников, а период простоя не включается в льготный стаж для досрочного начисления пенсии.

Управление такое объяснение не приняло и по результатам рассмотрения материалов проверки им было вынесено решение, которым общество было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, в виде штрафа, ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам, и начислены соответствующие суммы пени.

Общество, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд.  Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что решение Управления соответствует закону и не подлежит признанию недействительным.

Однако, суд апелляционной инстанции, с которым впоследствии согласился суд округа, удовлетворил требования общества, признал незаконным решение Управления при этом, исходил из следующего.

В соответствии со статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ с 01.01.2013 плательщики страховых взносов должны применять дополнительные тарифы страховых взносов, если физические лица заняты на работах, которые указаны в подпунктах 1 — 18 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года — в пунктах 2 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).  В подпункте 6 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом № 173- ФЗ, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее — Правила). Правила, утвержденные данным документом, применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.  В силу пунктов 5, 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства. В силу пункта 5 Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил). В случае если работник в течение месяца, в котором начисляются выплаты (в том числе премии за прошлые периоды), не был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 — 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173- ФЗ, и при этом период такой работы не включается согласно Правилам исчисления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений, начисленных в этом месяце в пользу данного работника, не производится. Вопросы, касающиеся определения понятия простоя и оплаты времени простоя, регулируются нормами трудового законодательства, в частности статьями 72.2 и 157 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Согласно части 3 статьи 72.2 ТК РФ простой — это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. На основании статьи 157 ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются на выплаты и вознаграждения в пользу работников, которые заняты на работах, указанных в подпунктах 1 — 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 1, 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ). В целях определения базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам имеет значение фактическая занятость работников на указанных видах работ.

В  рассматриваемом деле имеет место частичная занятость работников во вредных, тяжёлых и опасных условиях труда, так как в период простоя работники привлекались к технологическому дежурству, в ходе которого ими осуществлялся контроль за сохранностью материальных ценностей общества (контроль за сохранностью системам тепло и водоснабжения, обеспечения соблюдения санитарных норм, норм электро — и пожаробезопасности). Технологическое дежурство исключало всякую возможность выполнения работ во вредных, тяжелых и опасных, в связи с тем что производственный процесс был полностью остановлен.

При таких обстоятельствах общество не обязано было начислять и уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Верховный суд РФ поддержал позицию апелляционного суда и суда округа, отказав в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда.

Полагаем, что данную позицию можно использовать и в настоящее время, несмотря на то, что Закон о страховых взносах, на который ссылались суды, утратил силу с 2017г., поскольку положения НК РФ продублировали соответствующие нормы закона.

Определение № 306-КГ18-10152 

Адвокат Коллегии «Терновцов и партнеры»
Татьяна Пузанова

 

 

Поделиться новостью
На печать...