Наибольшую опасность представляет тот водитель,
который не несет официальной ответственности за своих пассажиров.

О практике 

Коллегия адвокатов «Терновцов и партнеры» предоставляет юридические услуги всем участникам перевозочного процесса: как частным перевозчикам, так и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, а именно автовокзалам, автостанциям, остановочным пунктам.

Деятельность перевозчиков является особенно регулируемой, так как государство должно гарантировать безопасность пассажиров и сохранность их имущества. От того, зарегистрирован ли перевозчик, зависит не только ваша комфортабельность, но и в первую очередь – жизнь. Ваши права защищены только в случае использования услуг автовокзала и частных лицензированных перевозчиков, где юристы нашей коллегии могут выступить в качестве вашей защиты.

Комплекс юридических услуг
Пассажирских перевозок


Оформление разрешительной документации на осуществление перевозок (в т.ч. при осуществлении перевозок легковыми такси, международные пассажирские перевозки).
Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Лицензия на перевозку пассажиров необходима при:

  • регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении (регулярные городские и пригородные перевозки);
  • регулярных перевозках в междугородном сообщении (регулярные междугородние перевозки).

Получение лицензии не требуется при осуществлении пассажирских перевозок:

  1. автотранспортом меньшей вместимости: восемь человек и менее (например, такси);
  2. для обеспечения собственных нужд организации или индивидуального предпринимателя (например, перевозка собственных работников);
  3. не по регулярным маршрутам, а по заказам.

Для получения лицензии на перевозку, вам необходимо соответствовать установленным лицензионным требованиям к перевозке пассажиров:

  • наличие помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств/ договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств;
  • наличие в штате водителей, которые имеют необходимую квалификацию и стаж работы, прошли медицинское освидетельствование в установленном порядке;
  • наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, которая предусматривает работы (услуги) по проведению медицинских осмотров (пред- и послерейсовых)/ наличие договора с организацией (индивидуальным предпринимателем), у которой есть соответствующая лицензия;
  • наличие необходимых для выполнения работ транспортных средств.

Установлен следующий порядок получения лицензии на перевозки пассажиров автотранспортом вместимостью более восьми человек:

  • заполнение формы заявления о выдаче лицензии;
  • подготовка документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;
  • представление в лицензирующий орган документов для получения лицензии;
  • проверка соответствия соискателя лицензии на перевозки пассажиров автотранспортом лицензионным требованиям;
  • получение лицензии на перевозки пассажиров.

Лицензирование перевозок пассажиров осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные органы. Непосредственно данную функцию выполняют территориальные органы Ространснадзора — управления Госавтодорнадзора по субъекту РФ.

Срок действия лицензии не ограничен. За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина (в размере 7 500 руб.).

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек) без лицензии является административным правонарушением, за которое установлена ответственность. В случае, если деятельность по перевозке осуществляется без лицензии и причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжена с извлечением дохода в крупном размере – возникают основания для привлечения к уголовной ответственности.

За нарушение деятельности по перевозке с нарушением лицензионных требований также предусмотрена административная ответственность.

Перевозка пассажиров по заказам

Перевозка по заказу относится к нерегулярным пассажирским перевозкам и осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования (по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа).

Осуществление перевозок пассажиров и багажа автотранспортом по заказам не является лицензируемым видом предпринимательской деятельности и требует предварительной подачи уведомления в уполномоченный государственный орган. Таким уполномоченным органом является Ространснадзор.

Непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности является административным правонарушением, за которое установлена административная ответственность в виде штрафа в размере

Перевозка пассажиров без лицензии

Если водитель нарушает правила перевозки, то его можно привлечь к административной ответственности, в случае если у водителя нет разрешения на перевозку, то его в любом случае ожидает административная ответственность, но по другой статье.
В случае, если водитель будет пойман без лицензии повторно, его могут лишить водительских прав.
Для того, чтобы получить лицензию на международные пассажирские перевозки, потребуется трехлетний стаж перевозок на внутреннем маршруте. То есть, если вы не оформлены официально, то возможность работы с международными перевозками для вас окажется закрыта.  В случае если вы решили самостоятельно собрать документы для оформления лицензии на перевозку пассажиров, лучше уточнить их перечень на официальном сайте Федеральной службы по надзору в транспортной сфере.


Реестр маршрутов регулярных перевозок

Межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным только со дня внесения сведений о данном маршруте в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре.

Реестр маршрутов регулярных перевозок — это перечень маршрутов регулярных перевозок, в котором содержатся сведения, позволяющие идентифицировать собственно маршрут регулярных перевозок, расписание движения транспортных средств в рамках остановочных пунктов, используемых при осуществлении перевозчиками регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок, собственно транспортные средства, используемые для осуществления регулярных перевозок.

Ведение реестров соответственно межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется теми же органами власти, которые и установили данные виды маршрутов. Исключение составляют смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, полномочия по ведению которых определяются соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами РФ, в границах которых проходят данные маршруты.

Так, ведение реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок осуществляется Минтрансом России. Формирование и ведение реестра маршрутов регулярных перевозок автобусами в междугородном сообщении, осуществляют, как правило структурные подразделения органов исполнительной власти. Единого унифицированного порядка ведения реестров маршрутов регулярных перевозок и единых, установленных для всех субъектов, требований к их форме нет — соответствующий уполномоченный орган самостоятелен в решении данных вопросов.

Сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок, размещаются на официальных сайтах соответствующих органов власти, которые уполномочены на их ведение, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, являются общедоступными для всех без взимания какой-либо платы.


Подготовка документации по организации перевозок пассажиров по заказу


Консультирование по вопросам обеспечения соответствия объектов транспортной инфраструктуры, персонала и транспортных средств перевозчика предъявляемым требованиям


Подготовка документации, относящейся к осуществлению деятельности объектов транспортной инфраструктуры


Рассмотрение исков и претензий со стороны пассажиров


Антитеррористическая защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (транспортная безопасность) сегодня является одним из главных требований к деятельности автовокзалов и перевозчиков.

Обеспечение транспортной безопасности сложная и многоуровневая процедура, требующая взаимодействия с органами государственной власти, специализированными аккредитованными организациями.

Процедура по обеспечению транспортной безопасности включает в себя следующие этапы:

— проведение категорирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), присвоение категории транспортной безопасности (требует взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти – Росавтодор);

— проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в (требует обязательного привлечения специализированной аккредитованной организации и взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти – Росавтодор);

— подготовка плана обеспечения транспортной безопасности объекта (транспортного средства) (требует взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти — Росавтодор);

— реализации плана обеспечения транспортной безопасности объекта (транспортного средства).

Наша компания имеет большой опыт работы с перевозчиками, автовокзалами по разрешению вопросов, связанных с обеспечением транспортной безопасности, опыт взаимодействия с уполномоченными органами власти (Росавтодор, Минтранс, УГАДН) и специализированными организациями.

Мы предоставляем услуги:

    • по полному сопровождению процедуры соответствия объекта (транспортного средства) требованиям транспортной безопасности
    • по участию в юридическом сопровождении каждого из этапов обеспечения транспортной безопасности отдельно, с учетом специфики осуществляемой деятельности и ранее осуществленных действий по обеспечению транспортной безопасности.Мы обладаем положительной практикой в разрешении проблемных вопросов:
    • по исключению объектов (автовокзалов и транспортных средств) из реестра категорированных объектов
    • изменению (уменьшению) уже присвоенной объекту категории транспортной безопасностиМы готовы представлять Ваши интересы при проведении проверок по соблюдению требований антитеррористической защищенности, проводимых контрольно-надзорными органами (Прокуратуры, ФСБ), предоставить рекомендации по исполнению предписаний по результатам проведения проверок, по обжалованию результатов их проведения.

Представление интересов доверителей в ходе проведения органами государственной власти проверок


Взаимодействие с уполномоченными в сфере пассажирских перевозок органами государственной власти: Минтранс, Росавтодор, Ространснадзор и иными контрольно-надзорными органами (органы прокуратуры, налоговые органы, антимонопольные органы, Роспотребнадзор).


Консультирование по вопросам связанным с оспариванием нормативных и ненормативных правовых актов, неправомерных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (в том числе, разработка правовой позиции и представительство в судах)


Участие в разработке и оценке проектов нормативных правовых актов в автотранспортной отрасли (активное участвует в процедуре оценки регулирующего воздействия проектов нормативных документов, в подготовке заключений по ним и т.д.)


Юридическое сопровождение текущей деятельности перевозчиков и объектов транспортной инфраструктуры